Леди Батлер. Шах и мат.

Леди Батлер. Шах и мат.

Строго говоря, речь идёт о Кейт Элизабет Томпсон (Батлер), 1846-1933. В России она не так широко известна, так что в англоязычных источниках можно посмотреть также Elizabeth Southerden Thompson, Lady Butler.

Так вот эта английская леди с богатой фантазией в части имён и, очевидно, не только, прославилась как — художник-баталист (!). Мими Томпсон любила изображать войну и делала это со всем размахом присущим батальному жанру.

Сначала всё было как полагалось. Благополучная семья. Прекрасное домашнее образование. Изучение музыки и живописи. Среди друзей Чарльз Диккенс. Отец – выпускник Кембриджа и очень обеспеченный человек. Путешествия по Италии и Франции. А потом что-то пошло не так или именно так, как было угодно судьбе. Элизабет увлекалась сначала религиозной тематикой, а затем, увидев картины французских художников, изображающие войну, решила посвятить себя батальному жанру.

5C44A960-2F33-4148-B2E3-260AF1B0AFE2.jpeg

Вторая половина XIX века - женщина профессионально занимается живописью, а леди Батлер на постоянной основе обучалась в Женской школе искусств в Кенсингтоне (ныне Королевский колледж искусств), а позже закончила Академию изящных искусств во Флоренции.

Но она не рисует портреты детей или натюрморты, она не пишет камерные пейзажи, а документирует в своих произведениях военные кампании, пишет войну.

По признанию самой художницы, неподдельные воодушевление и героизм, которые можно было наблюдать на войне не оставляли её равнодушной, и ей хотелось запечатлевать не столько саму войну, сколько состояние людей, которые в ней участвовали. Ей было всего 26, когда она увлечённо рисовала портреты участников военных кампаний Великобритании. А в 1874 году, когда художнице исполнилось 28, появилась её наиболее известная работа, известная в России как «Перекличка», а в англоязычной версии как The Roll Call.

И именно об этой работе нам хотелось бы сказать в этой статье.

Сюжет картины представляет собой Инкерманское сражение 1854 года, которое проходило в ходе Крымской войны. Русские войска потерпели тогда поражение, в то время как коалиционные войска, включая Британскую армию, в тяжёлом бою, но всё же оказались победителями. Леди Батлер изображает солдат и офицеров, которые уже не в силах выдержать перекличку после боя, они измучены, истощены и с трудом удерживаются на ногах, но по-военному исполняют свои обязанности строго до конца. После боя происходит перекличка и никто не станет отменять правил.

Картина стала необычайно популярна в Великобритании. Королевская академия включила её в ежегодную выставку. Говорят, что на эту картину приходило посмотреть столько людей, что пришлось выставить полицейских кордон.

Конечно, без личности автора не обошлось. Это был шах и мат, женщина-художник-баталист.

Но в то же время леди Батлер нашла такую сюжетную линию, которая не могла не привлечь внимания, это был какой-то невероятно впечатляющий необычный ракурс. Не сражение и не быт, не отвага и не гибель. И даже не победа. Это было какое-то пограничное состояние, цена победы, возможно, ещё неосознанной. Это было изображение одной из самых главных черт военного времени и собственно войны – буквально смертельная усталость.

Впоследствии картину приобрела королева Виктория, практически насильно выкупив её у первоначального заказчика, английского предпринимателя. Тот не хотел расставаться с картиной, но она была затребована во дворец для ознакомленияJ, а потом пределы частной королевской коллекции уже не покидала.

Элизабет Томпсон, леди Батлер написала ряд батальных картин, несколько были приобретены для королевской коллекции. Но со временем сочувственное, очень тонкое и точное отношение к тому, что есть война, стало вызывать критику и непонимание на волне патриотизма. Зрителям хотелось видеть исключительно героизм без тени сочувствия и критики.

Леди Батлер так и не стала членом Королевской академии художеств, хотя её кандидатура неоднократно рассматривалась, а вначале века её работы были отклонены и к показу на выставке Королевской академии, одной из тех, где когда-то прославилась «Перекличка».

Эта уникальная английская художница побывала вместе с мужем, который был военным, на многих кампаниях, была мамой шестерых детей, и навсегда оставила след в истории английской и мировой живописи как, пожалуй, и на сегодняшний день единственная женщина-художник-баталист. Шах и мат.)

31 Марта 2020

Возврат к списку


Создание сайта – Web Sigma